Дария (abkde) wrote,
Дария
abkde

Categories:

Les glaneurs et la glaneuse. Подбиратели. GLEANING, RECYCLING. ИНТЕРЕСНО!!!!!!

спасибо Ларисе shaherezada за вдохновление и совет и delicateline, без чьей помощи я бы не посмотрела этот фильм (кстати, этот арт-хаус больше 8 часов качался).



Фильм «Собиратели и собирательница»,2002 год.
Оригинальное называние "Les glaneurs et la glaneuse"
Француженка Аньес Варда стала его снимать своей маленькой камерой под впечатлением знаменитой картины Ф. Милле "Собирательница колосьев". Аньес, которой без малого 80 лет, заинтересовалась феноменом собирания в развитом современном мире. Можно ли жить на то, что собираешь? Что вообще остаётся "в остатке"? Или в отходах? Что можно сделать из найденного? С каким стилем жизни компатибельно собирательство? Кто находит использование для этого? Она отправляется в путь и собирает в фильме собирателей. Включая себя саму.

Из этого вырос двухчасовой документальный фильм, начинающийся с определения слова «Собиратель», или лучше «Подбиратель» (Glaneur,euse)
Подбирание, собирание - акт сбора оставшихся зерновых культур с полей фермеров после того, как они были в коммерческих целях собраны на полях. Для некоторых древних культур собирание являлось ранней системой благосостояния. Например, древние еврейские общины требовали, чтобы фермеры не пожинали до обочины свои поля, чтобы оставляли часть урожая для неимущих и бездомных. (Лев. 19:9–10., Лев. 23:22).

В современном мире, собирание осуществляется как самостоятельно, так и людьми, распределяющими собранный урожай между неимущими и голодающими. Это может включать собирание пищи поблизости от универсамов в конце дня, так как эти продукты всё равно выбрасываются. Например, в России есть католическая община S.Egidio, которая осуществляет в России подобную деятельность. Члены общины и сочувствующие разным образом собирают продукты питания и распределяют между нуждающимися. Разумеется, не только они этим занимаются.

Интересно, что когда люди подбирают и распределяют пищу, они могут подпасть и под статью. Примечательно, что в США есть программа «Спасения Пищи». Они собирают в ресторанах объедки (так в Википедии написано).
Подбирание было изучено Аньес как с точки зрения правомерности подобных действий, так и со стороны искусствоведения. Варда проводит параллели между собой и такими художниками как Жюль Бретон, Этьен Жюль Марэ, Роджер Ван дер Вэйден, Цхай Го-Тсян и другими. Подобные художественные ссылки первоначально кажутся несвязанными с основной темой фильма - подбиранием, но, Варда соединяет их удивительными способом. Например, ее крупные планы, порой, напоминают картину “Страшного Суда» Ван дер Вейдена В другой параллели, она игриво принимает позу бретонца в «Des Glaneuses» Жана Франсуа Мие, гордо уравновешивая на плече связку пшеницы. Картина знаменитая, представляет подбирание в сельской области Франции.


Аньес здесь принимает позу предмета живописи - подбирателя, а не художника. При этом она создает явную связь с предметами и объектами ее интервью, содействуя преодолению барьера между снятыми предметами и тем, кто снимает кино. Ее рассмотрение подбирания как искусства далее разворачивается в диалоге о её собственном процессе старения. С чувством юмора, она часто сравнивает гниль овощей в полях или на улицах с ее собственным стареющим телом – особенно с руками.
Пару раз в фильме камера медленно отслеживают по ее морщинистым рукам намёк на гниение испещренной прожилками плоти картофеля. Действительно, тема старения сравнивается с подбиранием. Рассмотренные вместе, обе темы отмечают переоценку того, что общество считает достойным отношения и уважения.


В фильме Аньес приезжают целые семьи для сбора картофеля. Запасаются на зиму, даже что-то в рестораны продают. Рестораны принимают картофель определённой формы и размера. А ещё собирают картофель в благотворительных целях. Просто кормят недееспособных, беспомощных. Помогают неимущим матерям-одиночкам. Очевидно, что когда люди голодают, а еда гниёт в поле - это плохо. В регионах с преобладанием фруктов такая же ситуация. И куда как лучше сборка овощей в полях, чем кражи в магазинах. Сборщиков можно разделить на людей из благотворительных организаций, цыган, бомжей, нищих и дачников.

Аньес разговаривала с вышеперечисленными. Бомжи живут в достойных условиях. Рядом с их фургончиками (снимают за 3 евро) есть система полива. Так что можно мыться. Вместо света - свечи и всегда есть пиво. Вот один из них – бывший дальнобойщик. Однажды полиция остановила, а он дышал перегаром. Так и стал безработным. История обычная. Жена с детьми уехала за 500 км от него, предварительно развелась с ним. Детей не видел два года. А поехать к ним не может, водительские права забрали. Видимо общественным транспортом он брезгует. Однажды он влюбился в уборщицу и стали они занимать собирательством. Но всё сложнее найти что-то вкусное. В ресторанах сейчас стараются использовать в пищу всё. Из рыбьх костей делают соус, из мясных-холодец и т. п.

После, Аньес беседует с ресторатором, с виноделом, с психотерапевтом, с семейной парой, рассказывающей историю своего знакомства. Затем Аньес рассказывает им за чашечкой кофе про разницу между сбором урожая и собирательством. Когда ты срываешь фрукт с дерева, то это сбор, а когда ползаешь по саду в поисках заветного фрукта-собирательство. Некоторые занимаются собирательством себе в удовольствие. Привозят ненужные вещи из поездок, на память.


Мой дедушка на даче. Через 20 лет стал похож на крестьянина.)Немного не в тему. Он собиратель СВОЕГО урожая. Но и подбиратель, так как очень рукодельный.



Аньес говорит с человеком, который ездит на мопеде. Он не может перевозить много. Этот человек - художник. Что называется любитель recycle art. Создает картины из мусора. Из квартиры художника попадаем на мини свалку. Это очаровательная пожилая пара, построившая замок из мусора. Выглядит жутко. Куклы безглазые, но с душой, цветные пакеты. Для них мусор является средством вдохновения. Подобное можно увидеть в каталоге недавно прошедшей в Перми выставки современного искусства «Русское бедное». Нет, нет. Известнейшие творцы современных художеств не планировали создать recycling show. У них материалы просто были как бы с улицы, «Бедные материалы». Они хотели показать, что могут сделать настоящее, глубокое искусство. Они отвергают "не настоящее искусство " и " никчемные идеи ", но не предлагают со своей стороны того настоящего, истинного, о чём так настойчиво говорят. Найти прекрасное в простом. Моя знакомая студентка римского университета искусств рассуждает также. Анастасия К. пока не продаёт своё искусство за тысячи евро, но рисует акварелью за 2 евро и масляными, присланными папой из Москвы. Она ежедневно ищет простое в прекрасном и прекрасное в пустом. На первом изображении она сама, а на втором один из её набросков.





Аньес идёт в гости к настоящему Плюшкину. Патологическая форма инклюзинизма. Несёт в дом что попало, так как считает, что однажды это может ему понадобиться. Одно дело если бы он сразу это прилаживал к чему-то. Из этого порядочного парижского беспорядка Аньес уезжает в гости к звукооператору фильма Джоанны. Рядом с её домом происходит общение с молодёжью. У них дреды, кривые зубы, очаровательные улыбки, грязная одежда, дворовые собаки. Живописно. Им 22-24 и они не считают себя асоциальными. Они находят еду в мусоре, питаются фаст фудом, рисуют граффити и угоняют тележки от дверей супермаркетов. Just for fun, разумеется. Затем некий господин рассказает Аньес про выставку Musée en Herbe “мой красивый мусор»,организованной для детей с целью научить их сортировать мусор. Мусор красивый, дети с ним играют. Gino Rizzi показывает детям, как из мусора можно сделать нечто красивое, что может стать объектом современного искусства или пригодиться в современной жизни. У него пластиковые бутылки превращаются в мобильные. Аньес демонстрирует фундаментальную концепцию “красивого хлама”, собирая истории игнорируемых обществом, угнетаемым корпорациями и правительствами и тех, кого общество выбросило как мусор.

После этого Аньес показывает чернокожего бродягу Соломона и японца, проживающиго вместе с ним. Они питаются отходами с рынка. И живут на улице, окруженные природой. Их убежище чисто прибрано, даже посуда и холодильник есть. Его используют в качестве мебели.
Я такое видела в фильме про проблемы индийского
Тхарави, пригорода Бомбея. У кого-то там холодильник вместо дверей, у кого-то вместо окон.

Вдруг камера Аньес замечает белокожего мужчину в очках и с огромной сумкой. Он понял с асфальта пучок салата и жуёт его. Он вегетарианец и съедает до 7 яблок в день, а это расход. Лучше поискать. Он садится на поезд в четыре, в Париж приезжает в начале седьмого и собирает почти свежие продукты, разбросанные под ногами. Затем он продаёт газеты у торгового центра, а после преподаёт сенегальцам французский. У этого человека биологической образование, но живёт он в такой глуши, где даже читать мало, кто умеет. Так как иностранцев много из азиатских стран. Сначала, все эти непохожие друг на друга люди, их условия жизни и их причины для подбирания кажутся несвязанными но в течение фильма Аньес протягивает замечательные социальные связи среди них, чтобы соединить с мотивами для подбирания, такими как бедность и безнадежность с изобретательностью, традициями, искусством и активностью.
Варда стремится гуманизировать группы подбирателей и пересмотреть то кто и что подбирает. Ее сострадание и кинематографические методы призывают зрителей слушать и присоединяться к ее беседе с подбирателями. Она мягко призывает нас открывать глаза и умы, признавать и принимать класс людей, которых общество игнорирует.
Фактически, Варда усложняет проблемы класса подбирателей всюду в своём фильме. Как одна из ее ключевых политических стратегий, она стремится демонтировать линии, которые отделяют нищих подбиральщиков от высоко-классифицированных или региональных подбиральщиков. В дополнение к ее интервью, которые описывают трудности подобной занятости , Аньес часто объединяет восхищенные рассказы подбирателей.

Хотя её посвящение почти четверти времени фильма творческому потенциалу, мастерству и красоте подбирания действительно освещает настроение фильма, Варда настаивает, чтобы зрители не предпочитали эти сюжеты тем, которые изображают затруднения подбирания.

Она подчеркивает первоочередную важность политики бедности: страшные социально-экономические проблемы большинства подбирателей, расточительность правительства и компаний, несправедливые штрафы, предписанные против подбирания.

Аньес воплощает своего рода эко-феминистскую подрывную эстетическую деятельность. Западное общество считает это красивым и поэтому ценным. Поскольку в нашем капиталистическом патриархате каждый учится ценить новое, молодёжь - красивое и рыночное, Варда вместо этого оценивает использованное, в возрасте, даже неприглядное. Она настаивает на том, что в фильме ей нравится “гниль, отходы, развалины”.

Она находит "ужас" ее стареющих рук "экстраординарным", относя это не к понятиям позора, устаревания или бесполезности. но с бесценными художественными работам. Она предпочитает выбракованный, деформированный сердцевидный картофель совершенно округленному. Аньес стремится увеличить социальное проблемы “ отходов и хлама”, выдвигая наиболее важный вопрос: “Кто находит использование для этого?»Фильм заканчивается сценой в маленьком музее. Ради Аньес и хрупкая хранительница музея Бриджитта, вытаскивают полотно «Собиратели после грозы» (P.Hedouin) на улицу для съёмки. Сами вытаскивают. Женщины-сильные.

За последний месяц слышала столько слов с приставкой eco , например, eco – сексуал, eco- феминизм, eco- туризм и т.п., что подумалось об eco женщинах. Не об eco-феминистках. О женщинах сильных, умных и спасающих мир при помощи своего обаяния, интеллекта, духовных и физических сил. Аньес Варда - молодец! Редко бывает такой подход к теме, когда социальное, эстетическое, мифологическое и гендерное в одном прекрасном флаконе.


можно отсюда скачать фильм «Les glaneurs et la glaneuse»






Текст: Дария Е. ( abkde)
Tags: recycling
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments